среда, 20 ноября 2013 г.

Что подарить клиенту, подчиненному и партнеру по бизнесу

Обмен подарками между деловыми партнерами сегодня стал неотъемлемой частью делового этикета. Подарки вручают также коллегам и руководителям, подчиненным и даже клиентам. Конечно, правила делового этикета можно отнести к «неписаным законам», а потому и не обязательным для исполнения, но практика показывает: соблюдать эти правила очень полезно для бизнеса! Более того, во всем цивилизованном мире давно признано: этикет – категория экономическая.
Так кому, что и когда дарить? Рассмотрим несколько различных ситуаций.

Подарки подчиненным

Сделать приятное подчиненным проще всего: денежная премия всегда воспринимается положительно, причем вне зависимости от повода. Повод может быть общим для всего коллектива (Новый год, юбилей предприятия, выпуск миллионной тонны продукции, удачное завершение проекта) или индивидуальным (рождение ребенка, защита диссертации, круглая дата). Возможно, какая-то группа сотрудников заслуживает особого поощрения (победа спортивной команды на соревнованиях, успешное участие в творческом конкурсе). В любом из перечисленных случаев премия будет очень удачным подарком, причем гарантированно повышающим лояльность сотрудников по отношению к фирме. Каким образом осуществить вручение денежных подарков – приватно или на специально организованном по этому поводу корпоративном мероприятии – зависит от традиций, сложившихся на каждом конкретном предприятии.

Подарки клиентам

Подарок клиенту просто обязан работать на интересы фирмы! Он должен побуждать человека обратиться к услугам этой же фирмы еще и еще раз.
В сети часто можно встретить рекомендации вручать клиентам мелкие сувениры с логотипом компании: шариковые ручки, календари, записные книжки, ежедневники, зажигалки, брелоки, мягкие игрушки, кружки и даже майки и кепки. Считается, что клиент будет непременно пользоваться таким сувениром, смотреть на логотип и с благодарностью вспоминать о компании. На самом деле всегда стоит подумать: а интересен ли такой сувенир хоть для кого-нибудь?

Вспомните: сколько ежедневников и органайзеров лежит у вас в ящиках письменного стола? И выбросить жалко, и девать некуда. Тонны толстых блокнотов с разлинованными датированными листами ежегодно кочуют из одного ящика в другой. Гектары лесов переведены на эти «сувениры», давно ставшие бесполезными. Многие уже вообще не пользуются блокнотами, предпочитая электронные носители информации. Те же, кто по старой привычке жить не могут без заметок на бумаге, как правило, в магазинах канцелярских принадлежностей придирчиво сами выбирают для себя удобную записную книжку. Однако почему-то до сих пор считается, что ежедневник с логотипом компании – очень достойный подарок.

Шариковая ручка, зажигалка, кружка или пачка стикеров с логотипом фирмы какое-то время, возможно, послужат клиенту – и значит, цель будет достигнута: о фирме периодически будут вспоминать. А вот календарь, скорее всего, сразу перекочует в мусорную корзину. Посмотрите на свой рабочий стол: разве на нем стоят календари с логотипами организаций, чьими услугами вы пользуетесь? Предмет, который каждый из нас хотел бы видеть на своем рабочем столе ежедневно в течение целого года, должен быть очень приятным для нас. Вряд ли таким предметом может стать календарь с эмблемой чужой компании.

Что же по-настоящему порадует нашего клиента? Как это ни банально прозвучит, но персональная скидка на товар или услугу (ко дню рождения клиента) очень стимулирует клиентов к повторному обращению. Если же сопроводить приятную скидку поздравительной открыткой или даже просто комплиментом, то она приобретет значение настоящего подарка. Уместен в таком случае и подарочный сертификат на определенную сумму.
Еще один вариант – формирование маленьких подарочных наборов из образцов продукции, которую фирма выпускает или которой торгует (например, комплект косметики «в дорогу»). Ведь если клиент приходит к нам, чтобы купить товар, значит, этот товар ему нужен, следовательно, ему приятно будет получить наш подарок.

Однако масштаб у предприятий разный, да и товар товару рознь. Для крупной компании шариковая ручка и не подарок вовсе, а нечто вроде мелкой любезности, комплимента покупателю. Подарочный набор для солидного клиента в исполнении серьезной фирмы обязан быть более весомым. Конечно, если фирма торгует легковыми автомобилями, то вряд ли будет уместно приложить в качестве подарка к 20-местному лимузину малышку «Оку», но вот уменьшенная коллекционная копия того же лимузина может стать отличным сувениром.
Кроме того, к любому авто можно подобрать подходящие стильные аксессуары в качестве подарка. Этот способ «закрепить» за собой клиента известен, наверное, с тех самых времен, когда только начался промышленный выпуск автомобилей. В романе Ремарка «Три товарища» (1936 год) главный герой, блестяще проведя продажу дорогостоящего автомобиля, уже после заключения сделки произносит: «…позвольте мне бесплатно приложить к машине две хрустальные пепельницы и первоклассный резиновый коврик». Осталось только деликатно выведать, какую вещь с удовольствием принял бы в дар ваш покупатель, затем преподнести ему эту вещь – и можно с большой долей вероятности ожидать, что покупатель превратится в постоянного клиента.

Подарки партнерам по бизнесу

Отношения между деловыми партнерами – материя очень деликатная. Особенности отечественного бизнес-этикета начинающему предпринимателю, как правило, приходится осваивать в процессе выстраивания деловых взаимоотношений с партнерами.
Корпоративные подарки, которыми главы компаний обмениваются во время официальных встреч, могут иметь сугубо «протокольный» характер: в офисах руководителей крупных производственных объединений до сих пор можно увидеть уменьшенные копии нефтяных вышек или макеты фантастических городов будущего – это все подарки компаний-партнеров. Но на деловые взаимоотношения между руководителями гораздо больше влияют подарки личные – например, коллекционная монета, подаренная любителю-нумизмату, может очень сильно способствовать укреплению взаимовыгодного сотрудничества между фирмами.

Подарки партнерам по бизнесу могут быть и не прямыми, а завуалированными – это презенты, преподнесенные их родителям, супругам или детям.
К примеру, в России существует достаточно большое количество процветающих национальных диаспор, в которых безоговорочно соблюдаются негласные «правила внутреннего распорядка». Бизнесмену, желающему сотрудничать с деловыми кругами таких сообществ, просто необходимо быть в курсе этих негласных правил – иначе в один прекрасный день вдруг обнаружится, что все его контракты расторгнуты без объяснения причин. А истиной причиной может оказаться… недостаточный размер и стоимость букета, преподнесенного дочери влиятельного лица в день ее пятнадцатилетия. В то же время «рекордный» по размерам и стоимости букет – естественно, подаренный от всей души – будет расценен как знак беспримерного уважения. Дарителю в таком случае, скорее всего, откроются ценные возможности.

Подарки зарубежным партнерам

Если речь идет о зарубежных партнерах, без детального знакомства с правилами международного делового этикета не обойтись. Руководители многих крупных предприятий предпочитают поручать поиск подарков для иностранных партнеров специально обученным сотрудникам. В их обязанности входит изучение как личных пристрастий руководителя и ведущих менеджеров компании, так и национальных особенностей деловых отношений в родной стране делового партнера. Ошибка, связанная с незнанием национальных традиций, может повлечь за собой крупные неприятности в бизнесе.
Дорогостоящие подарки за рубежом не приветствуются, а в некоторых странах расцениваются как давление на партнера. Однако в последнее время получила распространение интересная тенденция: даритель от имени одаряемого переводит энную сумму денег в благотворительный фонд.

Надо учесть, что во многих странах существуют ограничения не только на дозволенную стоимость подарка лицу, занимающему определенное положение в обществе, но и на ассортимент предметов, вручаемых в качестве презента. Эти ограничения призваны бороться со злоупотреблениями. Нельзя не отметить, что подобные деловые традиции упрощают поиск подарка зарубежному партнеру. Всегда можно использовать «дежурный», но вместе с тем достойный вариант: дорогую авторучку с выгравированным логотипом фирмы, художественное полиграфическое издание либо качественно выполненный альбом с видами города, в котором проходит деловая встреча. Если же есть желание сделать гостю настоящий сюрприз, стоит заранее узнать о его интересах и хобби: может оказаться, что он, к примеру, мечтал попасть на концерт какого-либо выдающегося российского музыканта, и в ваших силах осуществить эту мечту!

Есть еще одна специфическая категория подарков: сувениры с национальным колоритом. Безусловно, в этой сувенирной продукции присутствует некий возбуждающий экзотический элемент, но стоит иметь в виду: у компаний, давно поддерживающих партнерские отношения с Россией, уже наверняка все офисы переполнены расписной «хохломой». Персонаж одного популярно романа Б. Кунина, получив очередной набор «водка-ложки-матрешка», с улыбкой замечает: «Уйду на пенсию – открою лавку и буду торговать русскими деревянными ложками и матрешками. И умру богатым человеком!» Если же вы решите подарить иностранцу, к примеру, старинную икону, то вместе с раритетом вы подарите ему и много неприятных моментов при пересечении границы: вывоз таких предметов за рубеж не разрешен.

Тема подарков на самом деле неисчерпаема.
Однако самый лучший презент, безусловно, тот, который вам доставит удовольствие подарить, а вашему деловому партнеру – принять дар.

© Галина Протопопова

Записки миллионера - в бизнесе не бывает мелочей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий