четверг, 12 декабря 2013 г.

От печатной машинки до современных технологий. Как молодой предприниматель с нуля сделал бизнес.

Для быстрого и успешного развития бизнеса, конечно, очень важна степень удачливости его основателей. Но, если эти основатели не любят трудиться круглые сутки напролет и не «болеют» делом, которое начали, то благосклонное отношение Фортуны им не поможет.

И наоборот – трудоголики, прошедшие череду взлетов и падений, в итоге будут вознаграждены сполна.

Простые истины, но для меня они снова открылись заново, когда я прочитал историю смоленского предпринимателя Павла Прудникова, фирма которого занимается разработкой сайтов.

Надо признаться, что свой предпринимательский талант парень проявил еще в школе. Самое интересное, что при отсутствии компьютера (роскошь, которой обладали единицы) он сумел удивить одноклассников домашними работами, выполненными на печатной машинке. Это послужило своеобразной рекламой, и товарищи с готовностью совершали обмен с юным предпринимателем: они ему – кассеты, жвачки и прочие «драгоценности», он им – визитки, представляющие собой кусочек картона, на которые прозрачной изолентой был приклеен текст, набранный на печатной машинке.

Очень выгодный обмен для подростка, у родителей которого постоянно не хватает денег на излишества. Тяжелое материальное положение в семье заставило Павла после 9 класса уйти в колледж, но вскоре покинуть и его ради работы грузчиком на рынке.

Следующими витками его «карьеры» стали должности менеджера в молодежной газете и аппаратчика на кабельном производстве. На последнем месте парень продержался целых семь лет, но прошли они для него недаром, поскольку в жизнь Павла вошел Интернет со всеми, вытекающими из него возможностями.

Например, фриланс. Работая в этой стезе, Прудников обзавелся множеством полезных знакомств и в итоге устроился на работу в небольшую местную веб-студию. Поработал в ней и с контентом, и в службе поддержки, словом, узнал «кухню» изнутри.

Как водится в таких случаях, набравшись опыта, Павел решил работать самостоятельно. На первых порах ему очень помогло знакомство с Глебом Игруновым, владельцем крупной медийной компании. Игрунов поверил начинающему веб-мастеру, тем более что цены в его фирме приятно удивляли, и привел Павлу первых серьезных клиентов.

Конечно, самому поднимать дело совсем не просто, а точнее, невозможно. Вот и Прудикову первый год помогал один знакомый, который абсолютно бесплатно вел ему всю бухгалтерию и другой, который взял на себя решение многих технических вопросов и помогал в программировании.

Начинающий же предприниматель активно занимался поиском клиентов, решал вопросы по наполнению и дизайну сайтов и обустраивал «офис». Со стартовым капиталом в 20 тыс. рублей это оказалось не так-то просто. 15 кв. метров на окраине города с покрашенными самостоятельно стенами и такими же самосборными компьютерами, два стола и старый принтер – с этого начал Павел Прудиков с компаньонами.

Самое поразительное, что у ребят даже не оказалось времени на тщательное обдумывание стратегии развития, потому что к ним весьма активно стали приходить клиенты! В основном, по рекомендациям друзей, т.к. рекламу начинающее предприятие просто не давало.

Очень полезным шагом стало сотрудничество с «1С Битрикс» в статусе бизнес-партнера, т.к. оттуда тоже стали приходить заказы. Словом работы хватало, Павел трудился по 15 часов в сутки, а иногда и «пропускал» ночной сон. Ситуацию усугубил уход в «свободное плавание» партнера Прудикова, который оставил после себя несколько незавершенных проектов.

Это был тяжелый период, из категории таких, когда хочется все бросить и снова идти работать «на дядю». Прудиков остался в тандеме с начинающим стажером, верой в будущее и государственной субсидией на развитие малого бизнеса в размере 290 тыс. рублей. Сложность получения этих денег заключалась в том, что это становилось возможным только после того, как такая сумма была бы уже истрачена.

Чтобы истратить, ее надо было иметь, а банки отказывались кредитовать предприятие, которое не проработало год. На помощь пришли кредитные карточки с их «драконовскими» процентами. Но даже после получения субсидии, Прудикову периодически приходилось перебиваться небольшими кредитами.

Следующие сложности, которые возникали на пути развития предприятия: отсутствие необходимого количества сотрудников и планомерной системы развития. Для построения последней Павел использовал много дорогих, но не совсем удачных программ, пока не воспользовался бесплатной Redmine.

Что касается новых сотрудников, то в большинстве случаев их приходилось обучать чуть ли не с нуля под свою специфику, а первое время, такая работа, конечно, не приносила доходов.

Тем не менее, несмотря на все трудности, за первый год работы студия Прудикова заработала 400 тысяч рублей. Понятно, что большая часть этих денег ушла на развитие, зарплату и налоги. Но фирма обзавелась мощными компьютерами и лицензионными программами. Задачи стали ясными и четкими, а документооборот – отлаженным.

Словом, Павел Прудиков, начинавший с печатной машинки, явно вышел на достойный уровень. В его студии сейчас трудится 5 офисных работников и 8 – удаленных. Расширяется штат только в случае крайней необходимости. А вот в новый офис предприятие перебралось, что, конечно, существенно улучшило условия, а как следствие — производительность труда. Кроме того, Прудиков стал уделять должное внимание рекламе, хотя по-прежнему считает, что лучшего способа, чем сарафанное радио, не существует.

Партеров у студии теперь вполне достаточно: в защите авторских прав, в бухгалтерском сопровождении, в продвижении. Крупные веб-студии часто обращаются с просьбой субподряда.

Секрет успеха не только в профессионализме, но и в расценках. Прудиков работает в основном с бюджетными заказами для малого и среднего бизнеса, хотя с готовностью обслуживает и крупных клиентов.

Самое похвальное то, что Павел, не имея, по сути, специального образования, активно изучает новые технологии и готовит несколько индивидуальных, и, как обещает, оригинальных проектов. Студия взялась и за то, до чего раньше не доходили руки – реконструкцию собственного сайта и портфолио.

В разработке также: «Киберия» — новая интернет-технология и он-лайн гипермаркет, конкурент «Викимаркета», дающий возможность попробовать работу с интернет-магазином абсолютно всем.

Прудиков не вдается в подробности, но намекает, что в разработке у него проект, аналогичный тому, который разрабатывает сейчас Google, и который через 8 лет заполонит интернет. Прудиков тщательно следит за развитием этого проекта, а до недавнего времени он был даже координатором Google Technology User Group.

На разработку всех планов, да и просто на написание качественного, т.е. привлекательного для инвесторов бизнес-плана, нужно время. А его у Павла не всегда достаточно, поскольку он по-прежнему старается общаться лично с каждым клиентом, причем готов делать это буквально круглосуточно. «Я – лучший менеджер своей компании» — утверждает Прудиков, и похоже, что он прав на все 100%.

Его веб-студия – это не просто вид заработка, это – его увлечение и стиль жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий